Жанровая фотография имеет очень древние корни.
Думаю, в учебниках по истории вы все видели фотографии росписи египетских гробниц, где изображены сцены охоты, войны, похорон.
Это ни что иное, как жанровые сценки. 🙂
Само по себе определение «жанра» в изобразительном искусстве сформировалось в XVI-XVII веке, когда фламандские и голландские художники начали изображать на картинах сценки повседневной жизни — и такие полотна стали пользоваться популярностью.
Первые десятилетия после своего возникновения фотография копировала приемы художников. Не избежал этой «детской болезни» и «жанр».
Самые первые жанровые фотографии полностью копировали живописные полотна.
Для моделей шили костюмы и покупали аксессуары. После этого фотограф выстраивал жанровую сценку, расставлял моделей, говорил им, как себя вести, — и делал снимок.
В первую очередь это было обусловлено несовершенством самого процесса, поскольку выдержка длилась 5-7 минут, а то и больше. Съемки проходили в павильонах, где строили декорации той или иной степени сложности и достоверности.
Вместе с тем уже в 1844-1845 годах Тальбот сделал первые жанровые снимки «на натуре». Из-за длинной выдержки они были лишены динамики, но уже передавали реальный повседневный быт людей.
Однако прогресс не стоял на месте, и как только выдержка позволила снимать динамические сцены, жанровая фотография сразу же шагнула за стены павильонов — и вышла на улицу.
Бурное развитие жанровая фотография получила в начале ХХ века. Этот период примечателен большими потрясениями для стран и целых континентов.
Шли войны, происходили революции. Научно-технический прогресс шагал семимильными шагами. В этих условиях развитие «жанру» дали репортеры.
Снимая репортаж (будь то боевые действия, революция или открытие железной дороги), они время от времени поглядывали вокруг — и снимали то, что выходило за рамки редакционного задания, но вызывало какой-то отклик у них в душе.
Это и был «жанр» в том понимании, который мы сейчас в него вкладываем.
Появление 35-мм пленки и первых фотоаппаратов «Лейка» (1925 год), которые стали первыми массовыми фотоаппаратами, использующими эту пленку, «вбросило» жанровую фотографию в массы.
Люди начали снимать то, что происходило вокруг них.
Жанровая фотография – это изображение повседневной жизни человека. Однако в течение всего времени, которое прошло с момента возникновения жанровой фотографии, жизнь людей постоянно менялась.
В результате этого жанровая фотография из чисто бытовой плоскости перешла в плоскость общественную, поскольку на сегодня повседневная жизнь человека — это и прогулка в парке, и поход в театр или на концерт, и занятия спортом.
Таким образом, задачей жанровой фотографии является отражение реальности так, «как она есть».
В то же время, в отличие от репортажа, жанровая фотография, как принято считать, не привязана к какому-то событию, а передает всю полноту выхваченного из жизни момента.
Однако, как верно заметил один из моих знакомых художников (и не просто художник, а действительно талантливый человек), любое произведение, любой сюжет имеют свой контекст — временной, который определяют одежда, нравы, события, время года, социальная среда, род занятий и т.д., а также социальный, психологический.
Всегда есть конкретная идея — то самое «что?». Всегда есть контекст, среда — «где и когда?» (даже в тех вопросах, которые являются общечеловеческими, присущи не конкретно этому времени, месту и социальной, этнической, группе, а всем — любовь, ненависть, например).
Репортаж в таком случае отличается от художественного произведения своей незаконченностью — начиная от композиции, которая и решает визуально идейную законченность, до «без начала, без конца» — вырванностью из контекста, в то время как произведение искусства всегда «протяженно во времени», есть завязка, кульминация (композиционно решается через фокальную точку: в академическом искусстве ее создавал «герой в красном плаще») и эпилог, даже если он в многоточии.
В искусстве всегда есть недосказанность, ни одно произведение не заканчивается точкой.
Хороший репортаж должен отвечать на вопросы «Что? Где? Когда?» По одному только фоторяду зритель должен понять, что снято, где это происходит, а в идеале — и когда было событие.
Задача же жанрового фотографа — совершенно другая. Часто фотографу-жанровику удается увидеть то, что проходит мимо внимания остальных, хотя они сталкиваются с ним «нос к носу» каждый день.
Зачастую жанровая фотография имеет «двойное дно» и несет социальный подтекст и сильнейший эмоциональный заряд.
Не последнюю роль в этом играет композиция снимка. Порой смысл и значение возникают из-за одной небольшой детали, но уберите ее — и все, снимка нет. А иногда — наоборот: нужно отсечь лишнее для того, чтобы снимок «заиграл».
Случайность… момент… они играют важнейшую роль при создании жанрового снимка: упустите одно мгновение — и все, кадр ушел, его уже не вернешь и не повторишь.
Хороший жанровый фотограф, наблюдая за окружающими, в идеале должен уметь упредить, предугадать момент или действие. Уметь предвидеть, что в следующий момент произойдет что-то интересное.
Для этого нужно наблюдать за людьми постоянно, изо дня в день, как наблюдают в дикой природе за животными. В результате в подсознании отложится набор из стандартных поведенческих реакций и жестов, которые им предшествуют.
Тогда, глядя на развитие какой-то жизненной сценки, вы сможете сами себе сказать: «Вот щас он прыгнет в фонтан» (или: «Щас она влепит ему пощечину»). Дальше руки сами вскидывают фотоаппарат, а палец жмет на кнопку в нужный момент.
Но при этом не стоит забывать и о композиции. Наблюдая за сценкой, надо мысленно представить, как это все ляжет в кадр, как сыграют линии и элементы.
Что я вам скажу — смотрите!
Смотрите как можно больше хороших фотографий. Покупайте фотоальбомы с работами классиков жанра, который вам интересен. Идите на сайты известных или просто интересных вам фотографов — и смотрите, смотрите и смотрите.
Это нужно для того, чтобы возникло ощущение хорошей фотографии, чтобы оно закрепилось на уровне подсознания.
И снимайте. Снимайте каждый день. Рассматривайте и анализируйте свои снимки, сравнивайте их со снимками других.
«Жанр» — это фотография момента. И только тогда вы будете снимать его хорошо, когда сможете оценить и скомпоновать снимок в одно мгновение, только поднеся камеру к лицу и кинув первый взгляд в видоискатель.
Обобщая сказанное, можно определить навыки и качества, которые необходимы жанровому фотографу:
— знание и владение своей техникой – у вас не будет времени, чтобы подумать, какое колесико покрутить, – руки должны делать все сами «на автомате»;
— наблюдательность, умение видеть то, что другие порой не замечают;
— умение поймать, предугадать момент и вовремя нажать на спуск;
— умение оставаться незаметным.
Если люди видят, что их снимают, то в ту же секунду теряют естественность — и начинают позировать. Это полностью губит жанровый снимок (если только нарочитая манерность — не изначальная задумка).
Есть несколько способов остаться «незаметным»:
— использовать телеобъектив;
— снимать внезапно, снимать «от пуза», не поднимая камеры;
— снимать тогда, когда человек привык к поднятой камере и перестал на нее реагировать или «вывел из своей зоны внимания, переключившись на другое».
Есть еще один прием, но он – для смелых. 🙂
Используя широкоугольную оптику, можно резко ворваться в близлежащее личное пространство человека или группы людей – и сделать снимок в тот момент, когда человек не успел вас заметить и сообразить, что происходит.
Может ли жанровая фотография быть при этом художественной? Безусловно.
В чем же отличие документального жанрового снимка от художественного жанрового?
Кандидат философских наук, автор статей о фотографии, советский, российский фотограф Валерий Стигнеев (родился в 1937 г.) когда-то выделил следующие критерии и отличия:
Документальная |
Художественная |
В первую очередь обращает на себя внимание, ЧТО снято |
КАК снято |
1) факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий;2) сырой материал, бесформенность;3) «жизнь, как она есть» |
1) вымысел, художественно информативный факт, выразительность;2) организованная реальность;3) «жизнь, как она кажется» |
Примечание: я не согласен насчет сырости и бесформенности в документальной фотографии.
На сегодня, не особо задумываясь, принято выделять репортажную фотографию, жанровую и документальную (или фотодокументалистику).
При этом, если с репортажной фотографией более-менее ясно, то сказать, где заканчивается жанровая фотография — и начинается документальная, порой достаточно трудно.
На мой взгляд, если говорить о съемке какого-либо проекта, ограниченного какими-то рамками (в том числе — территориальными и временными), то следует говорить о документальной фотографии, документальном проекте.
Итогом такой съемки обычно бывает ряд фотографий, раскрывающих какую-то (зачастую социальную) тему, рассказывающих историю о человеке или группе людей.
Если же мы говорим об одиночном снимке, то это жанровая фотография.
Естественно, жанровые фотографии могут собираться в серию — порой на протяжении нескольких лет, но даже, будучи изданными, они при этом не становятся документальными, оставаясь жанровыми.
Дальше я буду говорить о «жанре», время от времени «скатываясь» в репортаж. В этом нет ничего удивительного. И жанровая, и репортажная съемка очень тесно между собой переплетаются, используя одинаковые приемы и подходы.
Чуть выше я говорил о приемах, используемых при жанровой съемке, а сейчас в качестве примера приведу заповеди фоторепортера, опубликованные несколько десятков лет назад (привожу без правок).
1. Изучи свой аппарат.
2. Ни шагу без аппарата.
3. Смотри в лицо с точки зрения объектива.
4. Первое – тема, второе – сюжет, съемка – последнее.
5. Думай остро, жди терпеливо, работай быстро.
6. Побольше новизны и оригинальности, поменьше кривляний и оригинальничанья.
7. Фотография без точных подписей и дат печати не нужна.
8. Бери жизнь, как есть, избегай инсценировок.
9. Бери работу по плечу – снимай то, в чем хорошо ориентируешься.
10. Ошибки и неудачи учат, а не останавливают.
Все эти заповеди без правок и купюр можно перенести на жанровую фотографию.
Более того, вторую заповедь вы должны взять на вооружение прямо сегодня. 🙂 …
Если вы только начали снимать, то с сегодняшнего дня старайтесь никуда не выходить без фотоаппарата – и снимать те жанровые сценки, которые привлекут ваше внимание.
Жанровая фотография делится на два типа.
Первый – это репортажная фотография, снятая в репортажном стиле, когда фотограф остается сторонним наблюдателем и не вмешивается в происходящее.
Второй – это постановочная жанровая фотография. Вы, наверное, удивитесь: «Какая такая постановка?» Ведь вначале мы говорили о том, что постановочная фотография изжила себя где-то лет 100 назад! 🙂
И будете не правы.
Давайте еще раз вспомним, что такое «жанровая фотография».
Жанровая фотография – это изображение человека в его привычной среде, быту, его взаимодействия с этой средой.
Как-то мне пришлось листать фотоальбом одного зарубежного фотографа. В нем были снимки людей, сделанные в маленьких городках по всей Америке. Люди просто стояли у своих домов или трейлеров, где они жили, и смотрели в объектив. В большинстве случаев они были одеты в свою повседневную одежду.
Просто стояли и смотрели…
Но эти снимки невольно рассказывали о каждом из них целую историю. Это и была мастерски снятая постановочная жанровая фотография.
Однако в большинстве случаев жанровый (как и репортажный) фотограф старается все же не вмешиваться в происходящее.
Но и здесь не без «но»…
Есть такой замечательный фоторепортер, живший в Советском Союзе, – Владимир Ролов (сейчас он эмигрировал в Германию). И вот как-то в одной из своих статей он привел пример, когда репортер, не вмешиваясь непосредственно в снимаемое событие, может его моделировать (дальше – вольный пересказ статьи).
«Допустим, вам надо снять репортаж о детском доме в небольшом городке. Что снимать? Как обычно – комнаты и играющих детей? Почему бы не смоделировать ситуацию под себя? Нет, ни в коем случае не начинаем командовать, как детям стать, – это недопустимо для репортажного фотографа. Поступаем по-другому. Идем к местному «новому русскому» Вовану и говорим: «Вован, тебе для детей из детского дома 8 кг фарша, два десятка яиц и 10 кг муки жалко или нет? Нет, конечно, Вовану не жалко. И вот, обойдя пару-тройку таких «Ваванов», мы собираем необходимое. Возвращаемся в детский дом и говорим директору: «А давайте устроим праздник пельменей». Собираем детей и говорим «Сегодня у нас праздник пельменей. Вы разделитесь на три команды и будете их лепить. Кто налепит больше (или быстрее всех), тот получит приз! (приз, естественно, вы выпросили у одного из посещенных «Вованов»)». И вот когда дети начинают включатся в игру (они ведь не знают, что это игра, для них это настоящий праздник), вы начинаете снимать. Снимаете азарт, детские эмоции, прикольные мордашки, испачканые мукой. Все это – настоящее. Ничего нет поддельного. Смоделирован только первый посыл, а дальше вы уже ни во что не вмешиваетесь».
На мой взгляд, Ролов прав. Вряд ли такую съемку можно назвать постановочной, ведь ее герои об этом даже не догадываются, проживая эти моменты по-настоящему.
Пример второй. Несколько лет назад я сбежал с работы для того, чтобы поснимать школьниц, 🙂 э-э-э-м-м-м-м…. пофотографировать выпускников в парке. 🙂 🙂 🙂
День был не очень удачный, поскольку было пасмурно и прохладно – и подвыпившая молодежь не очень охотно купалась в фонтанах. На Каскаде я встретился со своим хорошим другом – Андреем Борисовичем Беляковым (он же – АББ), который тоже выбрался поснимать сие безобразие. :).
Представьте ситуацию. На краю фонтана стоит мальчик в обнимку с девочкой, их фоткают друзья. АББ тоже поднял фотоаппарат – и ждет, что будет дальше. Я сначала тоже поднял, ожидая, что они сиганут в фонтан. Поняв по поведению, что прыгать никто не будет, я опустил камеру.
И в этот момент мальчик замечает, что на него смотрит АББ с камерой, а сам АББ делает такое легкое движение рукой – мол, прыгайте. Я, уловив движение АББ, вскидываю камеру, но… не успеваю. Мальчик хватает девочку в охапку – и сигает в фонтан!
Насколько такая ситуация искусственна? На мой взгляд, только в самом первом моменте. И то – только для мальчика, поскольку для девочки все было «ни с того ни с сего». Да и дальше в том, как они выбирались из фонтана, а девочка вставляла мальчику трендюлей, тоже не было постановки или игры.
Самый часто задаваемый вопрос – каким объективом надо снимать «жанр».
Одни говорят, что широкоугольным (24-30 мм), приводя слова знаменитого репортера (кажется Роберта Капы): «Если вы не сняли хорошую фотографию, значит вы были недостаточно близко». Другие ратуют за телевик. Третьи же склоняются к 50-мм…
В чем будет разница при съемке на широком угле и телевиком?
В том, что в первом случае вы будете непосредственно взаимодействовать с объектом съемки. Более того, в кадр войдет больше пространства и больше деталей, в том числе заднего плана.
При съемке телевиком вы изолируете объект от окружающих деталей, вычленяя его из них. Кроме этого, телевик стягивает перспективу, как бы приближая задний план к главному объекту съемки.
На мой взгляд, «жанр» можно снимать любым объективом – исходя из того, что же мы хотим снять.
То ли сценку, где все объекты взаимодействуют друг с другом и окружающими предметами, то ли мы решили вычленить человека (или группу) людей из окружающего их пространства, показав только его (их) и сконцентрировав на нем все внимание зрителя.
Последнее часто используется при съемке жанрового портрета.
При слове «портрет» почему-то в большинстве случаев приходит на ум голова человека, одиноко торчащая в кадре, или фотография на паспорт. 🙂
При этом почему-то забывают, что портрет может быть не только подгрудный (та самая голова), но и поясной, а также ростовой. В этом контексте девушка, одиноко стоящая в толпе в ожидании кого-то, снятая телевиком (и в силу этого изолированная от этой толпы), которая пробегает мимо где-то там, по сути будет жанровым ростовым портретом. 🙂
Однако, снимая широкоугольником, не следует забывать о двух вещах. Во-первых, об искажениях, которые вносит ширик в картинку, и во-вторых, о композиции.
О последнем надо думать и снимая телевиком, поскольку каждая деталь, которая находится в кадре, будет иметь значение и взаимодействовать с главным объектом (объектами) съемки.
НО!
При съемке шириком этих деталей и объектов будет в разы больше, и каждая из них окажет влияние на восприятие картинки в целом….
Каким должен быть жанровый снимок — цветным или черно-белым?
Тут все очень индивидуально — и зависит от того, как именно вы видите картинку.
Лично я вижу снимок в ч.б., так как такой вариант более лаконичен, без лишних, отвлекающих деталей.
Но тот же Георгий Пинхасов или Александр Петросян снимают в цвете — и без цвета их фотографии «не живут».
Этот сайт - некоммерческий проект.
Но, если моя статья вам понравилась, вы можете сказать "спасибо", 🙂 перечислив любую сумму, на Ваше усмотрение на мою карточку в "ПриватБанке":
- № 5169 3324 0559 7207 - получатель Зарайский Александр Николаевич
Другие интересные материалы:
- Как клиенты обманывают фотографов
- Как снимать концерты и спектакли
- Безопасность и правила поведения при уличной фотосъемке
- С фотографа взыскали ущерб за некачественные фото
- Как упорядочить фотографии, без специальных программ
- Авторское право в фотографии
- Что такеое “жанровая фотография”?
- Зачем с фотографом заключать договор
- Почему снято много, а осталось так мало….
- “Фото готовое к печати” – что это такое?
- Фотосъемка в зимних условиях
- Фототехника в походе
- С чего начать? Небольшие размышления для желающих зарабатывать фотографией
- Обзор черно-белых и цветных фотопленок доступных в продаже