Фотосъемка в зимних условиях

Увидел я однажды на одном из форумов Харькова вопрос, который рассмешил меня буквально до слез: “Как утеплить камеру зимой?” 🙂
Ответ прост: НИКАК!

Если вы весь день будете на улице, то доставая, то пряча камеру в фотосумку, утеплять ее совершенно бессмысленно.
Некоторые практикуют прятать камеру за пазухой (под курткой или дубленкой)… ВОТ ЭТОГО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!

Главный враг фототехники в зимних условиях – это влага.
Вот представьте: вы вынесли камеру из теплого помещения (где воздух по определению имеет большую влажность, чем на улице в мороз) во двор, и она довольно быстро начала остывать.Внутри камеры есть какой-то, пусть и не большой, объем воздуха, который тоже остывает, но медленнее, чем металлические части камеры.

Как вы думаете, куда денется влага из этого воздуха?
Естественно, осядет конденсатом на металлических частях, которые остывают быстрее.

Для того чтобы этого не произошло, процесс достаточно растянуть во времени.

Я, например, если собираюсь в какой-то день снимать на улице, то загодя выношу рюкзак с фототехникой на балкон (застекленный, где температура примерно на 5 градусов выше, чем на улице) и оставляю на ночь (вынув аккумуляторы, естественно).

Как вариант, если приходится собирать рюкзак утром, то я это делаю первым делом и выставляю его на балкон – и только тогда душ, кофе, сигара. :).

А потом кладу рюкзак в багажник машины.
Таким образом, когда через пару часов я попадаю на место, техника уже постепенно остыла.

НО!
При этом не забывайте про аккумуляторы. Пока техника остывает, аккумулятору, наоборот, должно быть тепло и уютно у вас во внутреннем кармане. 🙂

В течение дня, если вы не снимаете, а просто идете, аккумулятор тоже желательно вынуть – и положить во внутренний карман отогреваться. Если этого не сделать, то, вместо ожидаемых 500-600 кадров, вполне возможно, его хватит только на 300.

Именно поэтому при зимних съемках желательно иметь запасной аккумулятор (который, снова-таки, должен лежать в тепле, а не болтаться в кофре).

Если во время прогулки по городу вам захотелось выпить чашку кофе, не беда. Прячете фототехнику в ваш кофр, застегиваете все змейки – и после этого заходите в кафе. За 30-40 минут (да хотя бы час) фототехника не успеет нагреться так, чтобы потом при выходе на улицу “примерзнуть”.
Ведь ваша фотосумка сделана из материала, призванного смягчить удары (поролон и т.п.), в силу своей пористости – этот материал обеспечивает и определенную термоизоляцию.

Читать также  Как упорядочить фотографии без специальных программ

При возвращении домой возникает другая опасность. На фотоаппарате, который остыл до минус N градусов, из теплого воздуха в квартире начинает конденсироваться влага – и тут уж и до КЗ недалеко. :).

Для того чтобы обезопасить фототехнику от всяческих “негараздов”, связанных с конденсацией влаги, достаточно оставить ее закрытой в фотосумке на сутки. Пускай стоит себе в прихожей или в комнате – и постепенненько нагревается.

Вообще, как я слышал, в этом случае действует правило “1 градус – 1 час”: если на улице -10, а в помещении +25, то сумку можно открыть только через 35 часов.
Но на практике хватает и суток.

Для того чтобы не ждать эти сутки в нетерпении, карточку памяти перед тем, как зайти домой, из фотика лучше вынуть :), да и аккумулятор в нем уже совершенно ни к чему. 🙂

Кроме того, в сумку с фототехникой в весенне-осенне-зимний период нелишним будет накидать пакетиков с силикагелем (silica gel).

Эти пакетики кладут во все коробки с обувью, кожаными изделиями (например, в сумочки), с различной техникой и пр. Они предназначены для удаления излишней влаги, чтобы товар не натянул ее в себя и не испортился. Значит, они для нас “то, что доктор прописал” 🙂

Так что, если обувные коробки не выброшены, стоит их перешерстить на наличие таких пакетиков и аннексировать оные в пользу любимого фотоаппарата. Лично у меня за последние три года набралась их полная пригоршня.

Вторая опасность после влаги – это замерзание смазки на движущихся частях внутри камеры. Но тут уж стоит надеяться только на добросовестность производителя, который разрабатывал смазку. Исходя из моего опыта и опыта моих знакомых, зимой вполне безопасно снимать при температуре до -20 градусов.

У одного знакомого затвор на “Никоне” залип при -22-25, но тогда был снег. Так что, возможно, причиной залипания стал не только холод, но и некоторая повышенная влажность.
После отогрева камера дальше работала без проблем.

Но у другого товарища (у него тоже “Никон”, кстати) затвор залип (тоже где-то при – 25), но до конца в норму не пришел. Одну из выдержек фотоаппарат отрабатывал криво.
Один знакомый моего товарища снимал где-то минут 5-10 при -47 – и ничего, все обошлось.

Читать также  Обзор черно-белых и цветных фотопленок доступных в продаже

При этом не забывайте: если вы снимаете пленочной фототехникой, особенно старой и/или советской, то для нее всегда существовало два вида смазки. Летняя и зимняя.
Поэтому, по-хорошему, вашу пленочную фотокамеру желательно пересмазывать два раза в год в начале каждого сезона.

Использование при минусовых температурах фотика (даже при не экстремальных -10), смазанного летней смазкой, может привести к банальному залипанию затвора, шторок и, естественно, неправильной отработке выдержек. А, вполне возможно, и к поломке.

Так что лучше или самому освоить эту премудрость (чистка и смазка фотоаппарата), или найти по-настоящему хорошего и надежного ремонтника, которому и отдавать камеру для ТО.

В любом случае помните, что, снимая в условиях, отличных от паспортных, вы рискуете – и ваша фототехника запросто может выйти из строя (а случай поломки может оказаться не гарантийным даже в том случае, если вы не признаетесь, что нарушили условия эксплуатации).

Поэтому, снимая зимой, каждый решает для себя сам – рисковать или нет. Ну, и несет ответственность за принятое решение. 🙂

ЗЫ. Если вы спросите, что же делать свадебщикам, которые зимой то и дело оказываются то в теплой машине, то на улице, то в помещении. Я вам скажу – НИЧЕГО. У них есть только два выхода: или обзавестись пыле- влагозащищенными фотокамерами и оптикой (типа кеноновских Марков и еЛек), или рисковать – и снимать тем, чем есть.

Автор: Александр Зарайский.

Другие интересные материалы:
Безопасность и правила поведения при уличной фотосъемке
Как клиенты обманывают фотографов
Как снимать концерты и спектакли
С фотографа взыскали ущерб за некачественные фото
Как упорядочить фотографии, без специальных программ
Авторское право в фотографии
Что такое “жанровая фотография”?
Зачем с фотографом заключать договор
Почему снято много, а осталось так мало….
“Фото готовое к печати” – что это такое?
Фототехника в походе
С чего начать? Небольшие размышления для желающих зарабатывать фотографией
Обзор черно-белых и цветных фотопленок доступных в продаже

Facebook Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *