Фототехника в походе

И вот ваша мечта осуществилась: вы таки идете в поход в неведомые пока для вас земли. И не просто в поход, а в фотопоход!
Две недели вам предстоит пробираться сквозь тайгу, проходить перевалы, подниматься на вершины.

Что же взять с собой, чтобы сфотографировать все красоты матушки-природы?
Если у вас есть только мыльница, то ответ очевиден. Ну, а если зеркалка и куча объективов? Что брать?

В двухнедельном походе стартовый вес рюкзака – весьма немаленький. И здесь не только каждый килограмм, а каждые сто граммов имеют значение.

1. Объективы.

Всегда хочется иметь их все при себе. Ну как же! А вдруг вам встретится редчайшая гусеница, а любимого макрика нет. Все! Катастрофа! 🙂

К сожалению, если только ваша фамилия не Геракл, утащить все не получится, поэтому начнем с анализа.

Ответьте для себя на несколько вопросов.
Что вы снимаете?

И что будете снимать в путешествии:
– макро;
– пейзаж;
– жанр?

От этого будет зависеть выбор основного объектива, который возьмете с собой.

Вопрос второй.
Какие фокусные у вас самые востребованные?

Это можно вычислить двумя способами.

Во-первых, поискать в инете программулину (честно говоря, не помню, как называется, но когда-то видел), которая, перелопатив весь массив фотографий, хранящихся на компе, построит график или покажет статистику: сколько фоток с каким фокусным снято.

Исходя из этого, можно будет определиться, какое “стекло” у вас будет самое востребованное.
Лично я, собираясь в поход, воспользовался вторым способом. Без всяких программ просмотрел те работы, которые «дожили» у меня до состояния «готовности». То есть превратились в окончательно готовую работу, размещенную на сайте.

Таких работ (если относиться к себе самокритично) обычно не бывает много – и их вполне можно просмотреть в «ручном режиме».
Как оказалось, для меня самые ходовые – это фокусные в пределах 20-100 мм в эквиваленте 35 мм.

Таким образом, идеальным для меня оказался объектив Canon EF 24-105mm f4L IS USM. Для вас это может быть и 17-40mm f4L USM (и даже 70-200mm f2,8L USM).

Например, один мой товарищ не представляет съемку пейзажей в горах без телевика, а второй жанр снимает только шыриком.
«На вкус и цвет», как говорится…

Какое ж стеклышко взять вторым? “А нужно ли его брать?” – спрошу я вас. Если основное “стекло” перекрывает потребности на 80-90 %.

Тут уж смотрите сами.
Возможности выложить его из рюкзака может потом не быть – и придется таскать его с собой, постоянно сетуя на лишние полкило веса. Зачастую лучше пожертвовать несколькими кадрами, чем надорваться.

Но если уж совсем невмоготу, возьмите светосильный фикс.
Например, EF 50mm f/1.4 USM или EF 135mm f/2L. Они пригодятся, если вам встретятся колоритные и дружески настроенные аборигены. Или для того, чтобы поснимать всякий «изврат» 🙂 на открытых дырках.

Или возмите вторым макрообъектив с фокусным порядка 100 мм, если вы макрушничаете.
Случись чего, его можно будет и как портретник использовать, и как легкий телевик.

Для тех, кто нетребователен к качеству картинки, в походе идеальным решением будет тревел-зум – вроде никоновского AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6 G ED VR II.
Более требовательным фотографам придется идти на компромисс.

2. Питание.

Увы, в эпоху цифровой техники в дальних походах это становится целой проблемой. Постарайтесь заранее узнать у проводника или организаторов похода, будет ли возможность зарядить аккумуляторы в походе (например, на базах спасателей или в каких-то поселках, которые вы будите проходить). И на какой день это счастье с вами случится. 🙂

Если такой возможности не будет, –  что ж, придется запастись аккумуляторами по максимуму. Поскольку оригинальные аккумы – дорогие, отдавайте предпочтение аккумуляторам сторонних производителей. Например, собираясь в один из походов, я к своему “Кенону 30Д” купил целых три штуки (кроме родного), потратив на них всего лишь 60 у.е. Хвала Китаю!

Читать также  Как снимать концерты и спектакли

Вам повезло, если у вас “Кенон” (например, EOS 5D Mark II). По своему опыту знаю: они крайне бережно обращаются с питанием – и аккумулятора хватает очень на долго.

Подумайте также над тем, как сэкономить ресурс аккумулятора. Например, откажитесь от просмотра и удаления отснятого материала. Лучше сделать потом это дома, на компьютере. Отключите функцию мгновенного показа сделанного снимка. И, черт возьми, не снимайте шо попало!

3. Место.

Сколько надо карточек памяти? Ответ однозначен… если вы снимаете в RAW … МНОГО! Что делать?
Тут два выхода. Или купить фотобанк (правда, я давненько не видел их в продаже) – и сбрасывать отснятый материал на него. Но тогда придется позаботиться и о аккумуляторах для него.

Или, как вариант, накупить кучу карточек памяти.
Учитывая то, что цена последних значительно упала, это, возможно, будет лучшим выходом.

Тут остается определенный дуализм. Количество необходимых карточек зависит от того, сколько аккумуляторов вы готовы взять с собой.

Например, у вас три аккумулятора, каждого хватает на 1500 кадров. В походе будет возможность зарядить аккумы один раз. Итого – около 9000 кадров. Если объем одного порядка 15 Мб, вычисляем: 9 000 х 15=135 Гб.

На сегодня такие объемы не требуют фотобанков и покрываются за счет приобретения 2-3 карточек памяти по 64  Гб каждая.

При этом надо помнить, что 4 шт по 8 Гб всегда надежнее, чем одна на 64 Гб. Если одна из них выйдет из строя или потеряется, всегда останутся остальные.

4. Аксессуары.

Тут как раз проще всего. Вам однозначно понядобятся:
– градиентный фильтр;
– поляризационный фильтр;
– дистанционка.

Не лишним будет чехол, защищающий фотоаппарат от дождя, или кулек и резинки, из которых можно его можно соорудить.

5. Чистота – залог здоровья.

Безусловно, на объективах должны быть защитные фильтры. С собой для чистки необходимо взять фотогрушу. Можно, конечно, и клизму, 🙂 но перед использованием ее нужно хорошенько вымыть. Да и действуют они по-разному.

На фотогруше стоит клапан, через который она всасывает воздух. Таким образом, пыль из камеры именно выдувается. А клизма всасывает воздух из камеры вместе с пылью – и туда же его выдувает, по сути, гоняя пыль туда-сюда.

Также вам понадобятся специальные бумажные безворсовые салфетки, специальные ватные палочки (тоже безворсовые) и маленький пузырек чистящей жидкости.
Жидкость и салфетки нужны на тот случай, если вы уж очень сильно чем-то загадите линзу (защитное стекло).

Можно также использовать и микрофибру или специальный чистящий карандаш, но это только для быстрой протирки.
Реально отчистить «до блеска» можно только с помощью жидкости и салфеток.

6. Штатив, монопод.

Самый спорный прибамбас.
С одной стороны, пейзажные снимки лучше делать со штатива. Появляется возможность “заморозить” воду. Для макро он тоже нелишний. С другой, – это 3 и более кг веса.

Можно, конечно, использовать карбоновый штатив…

Но легкий штатив – это палка о двух концах. С одной стороны, легкий штатив все же лучше, чем совсем без штатива, а с другой, – для устойчивости штатив должен быть тяжелым.
Взяв несколько раз с собой штатив, я ни разу его не использовал, поскольку света было достаточно. Но были случаи, когда я поленился его взять, а он был нужен.

Поэтому, если у вас, например, поход конно-пеший (и поклажа будет на лошадях), можете штатив взять. В противном случае, если уж совсем не уверены в твердости своих рук, попробуйте ограничиться легким, но прочным и надежным моноподом.

Читать также  С фотографа взыскали ущерб за некачественные фото
7. В пути.

Я всегда беру маленький кофр Lowepro Nova II. В него помещается моя зеркалка “Canon EOS 5D Mark II” с установленным на ней объективом EF 24-105mm f4L IS USM или 17-40mm f4L USM + всякие фотомелочи. Еще один объектив (в чехле) я кладу прямо в рюкзак.

Во время переходов на особо сложных участках, когда я вижу, что мне нужны руки (как минимум – для сохранения равновесия), я кофр с фотоаппаратом кладу в рюкзак. В остальное время просто несу его в руках. Если вы остановитесь на фотосъемку, то все равно рюкзак снимете. И тогда второй объектив будет вполне доступен.

Именно этим, кстати, отличается фотопоход от обычного похода.

В фотопоходе у всех участников есть время остановиться и нормально поснимать. Если вам взбрело в голову снимать прямо на тропе, будьте осторожны. Достаточно велик риск оступиться – и куда-нибудь “загреметь”.

Если у вас в кофре, кроме фотоаппарата с объективом, есть и второй объектив, научитесь их быстро менять. Причем делать это «на весу». Понаблюдайте, как это проделывают профессиональные фотокоры. А еще лучше – попросите кого-то научить вас этой премудрости. Это гарантирует быструю смену объективов в любых (даже сложных) условиях. И то, что вы его не уроните, балансируя на камнях.

В любом случае во время движения пускай ваша камера находится в кофре, а не болтается на шее. При таком подходе, даже если вы споткнетесь и упадете, больше шансов, что она останется целой.

На привале или стоянке позаботьтесь о том, чтобы не поставить кофр с фотоаппаратом в лужу или муравейник. 🙂 И не оставляйте его на ночь в тамбуре палатки, возьмите вовнутрь.

Мало ли что случится ночью… Даже банальный очень сильный дождь может подтопить палатку. Поскольку дно палатки делают из специальной водостойкой ткани, внутри техника будет в безопасности, а вот в тамбуре может «поплыть».

В остальном уход за камерой в походе и ее эксплуатация мало чем отличаются от обычных.

В общем, собираясь в фотопоход, все тщательно продумайте и взвесьте (и в прямом, и в переносном смыслах 🙂 – и исходите из своих физически и материальных возможностей.

“А причем здесь материальные возможности?” – спросите вы? “Все очень просто!” – отвечу я.

Например, карбоновый штатив в 3 раза легче обычного, но стоит при этом не меньше 400-500 у.е.
Один мой знакомый пару лет назад отправился в Тибет и взял с собой карданную камеру, у которой только один штатив весит 10-15 кг. 🙂 На месте проблема переноски решилась, были наняты носильщики…

Если же у вас таких возможностей нет, 🙂 готовясь к путешествию, исходите исключительно из своих «тягловых» возможностей и не переоценивайте их.

И в завершение еще раз повторюсь.
Вы не в городе, поэтому запас места на ваших флешках и электричества в ваших аккумуляторах ОГРАНИЧЕН.

Не строчите, как пулеметчик, снимайте вдумчиво! Лучше потратить несколько минут (или больше) на построение кадра и поиски ракурса, чем носиться по округе, бесцельно клацая камерой. А на привалах и стоянках не увлекайтесь сильно «репортажкой» похода.
Каждый ваш «клац» должен быть продуман и выверен!

 

Другие интересные материалы:
- Как клиенты обманывают фотографов
- Как снимать концерты и спектакли
- Безопасность и правила поведения при уличной фотосъемке
- С фотографа взыскали ущерб за некачественные фото
- Как упорядочить фотографии, без специальных программ
- Авторское право в фотографии
- Что такеое “жанровая фотография”?
- Зачем с фотографом заключать договор
- Почему снято много, а осталось так мало….
- “Фото готовое к печати” – что это такое?
- Фотосъемка в зимних условиях
- Фототехника в походе
- С чего начать? Небольшие размышления для желающих зарабатывать фотографией
- Обзор черно-белых и цветных фотопленок доступных в продаже

Facebook Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *